RuEn

Культурная революция!

Столичные театры пытаются подстроиться под быстро меняющуюся реальность; в театральную жизнь врываются высокие технологии; как это отразится на зрителях?

Кстати, именно купонные сервисы — один из самых популярных способов приобретения билетов на спектакли и представления. Высокие технологии, как выясняется, проникают и в эту, доселе весьма консервативную среду. Столичным театрам сейчас вообще приходится подстраиваться под быстро меняющийся окружающий мир. Пульс столичной театральной жизни прощупала Юлия Богоманшина.

Каждый раз в 7 часов вечера они открывают двери в другую жизнь. В ту, что из века в век — игра. И притягивает тысячи зрителей.

 — Сюда хотела очень давно, так наслышана, просто вот до дрожи, очень хочу посмотреть.

 — Для многих театр — храм!

Редко уже встретишь в этом храме искусства мужчин в костюмах, а женщин в вечерних платьях. Тем не менее, для многих и сейчас театр это — выход в свет.

 — Обязательно — в театре только в чистой обуви!

 — Конечно, нужно, переобуваться, нужно наряжаться!

 — Только платья сегодня надели!

 — Просто заранее у меня создается хорошее настроение от того, что я пойду в театр.

Столичные театры еще с советских времен — бренд! И по-прежнему они — мечта командировочных и туристов. Да и среднестатистический москвич бывает в них хотя бы раз в год. Говорят, посещаемость не падает, а даже растет. Впрочем, ситуация везде разная.

Юлия Богоманшина, корреспондент:
 — Это театр «Мастерская Петра Фоменко». Среда. Будний день. Играют «Войну и мир». Спектакль в репертуаре уже больше 10 лет. Тем не менее, все билеты проданы.

Это театр имени Гоголя. Тоже будний день, четверг. Играют пьесу Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермер». Причем, спектакль этот редко встретишь в афише других театров. Но зал заполнен на 2/3.

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
 — Есть театры, где заполняемость и меньше 50%. Мы с этими театрами будем отдельно смотреть всю историю. Потому что заполняемость, конечно, это не главный критерий оценки работы театра.

В борьбе за зрителя все имеет значение — качество репертуара, медийные лица, скандальность, реклама, местоположение и, конечно, имя.

Анатолий Шлаустас, директор театра им. Н. В. Гоголя:
 — Есть же театры, которые всей историей, своим существованием, такие как театр Вахтангова — это уже имя, которое работает! А вот театр Гоголя — имя работает против, потому что в свое время его продавали в нагрузку. Уже все изменилось, уже здесь другие спектакли, другой режиссер и вообще все другое, а вот это все тянется.

Как выстраивать отношения со зрителем — личное дело каждого театра. Несколько лет назад в «Вахтанговском» зрителей просили проголосовать рублем за понравившийся спектакль — каждому выдавали в конверте по 50 рублей.

Если вам спектакль понравился, то вы можете доложить в этот конверт от 10 до 50 рублей. Если он вам не понравился, вы можете забрать из этого конверта от 10 до 50 рублей.

 — Вы доплатили деньги или взяли оттуда?
 — Доплатила.
 — Сколько?
 — Не скажу.

Акция была шумной, но продолжения не имела. А в «Мастерской Петра Фоменко», давняя традиция — воспитывать своего зрителя: студентов, если есть места, пускают бесплатно.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
 — Собирается живая очередь из студентов, администратор проверяет наличие студенческого билета, его подлинность и этого достаточно для того, чтобы пропустить студента на спектакль.

Сделать вход в театры, как в музеи, бесплатным хотя бы на день, конечно, нереально. Но для 600 000 школьников в этом году столичные власти выкупят билеты.

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
 — Эти билеты мы будем распространять, раздавать бесплатно в течение театрального сезона для определенных классов, когда класс вместе с классным руководителем приезжает на одну или другую постановку.

Главное же - создать в городе удобную систему продажи билетов.

 — Раньше эти билеты были доступнее с точки зрения просто локации, можно было подойти там в метро в театральной кассе, еще где-то и купить, а сейчас это проблема стала.

Тем не менее, во многих московских театрах билеты можно бронировать на сайтах, заказывать доставку. А в «Вахтанговском» через он-лайн кассу даже купить электронные — как на самолет.

 — Вот видите, вот осталось всего 4 билета, вот я как пользователь их выбираю, они становятся красными.

Впрочем, даже в самый доступный театр зритель пойдет только при одном условии. 

Кирилл Крок, директор театра им. Е. Вахтангова:
 — Новая форма привлечения зрителя — новый хороший спектакль. Ничего эффективнее, чем хороший качественный спектакль быть в театре не может.

Театр между тем, готов и сам прийти к зрителю — на дом. Теперь спектакли можно смотреть в Интернете. Идея принадлежит двум столичным департаментам — «культуры» и «рекламы и СМИ». В качестве эксперимента пока выложили на “Youtube” 3 видео-версии — «Ревизор», «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» и «Троянской войны не будет». За 3 недели получили 26 000 просмотров!

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
 — Мне кажется, это хорошо, вы же понимаете, мы живем в Москве, а это не вся Россия, есть огромное количество людей, которые не имеют физической возможности приехать в Москву и посмотреть наши спектакли здесь.

Продолжение обязательно будет. Что еще попадет в золотую коллекцию — в ближайшее время обсудят с театрами.

Владимир Черников, руководитель Департамента СМИ и рекламы г. Москвы:
 — Что приоритетнее, что важнее — показать те спектакли, которые могут уйти со сцены по разным причинам? Либо может премьеры спектаклей, которые могут привлечь зрителей в театры?

Преимущества интернет-спектакля очевидны — бесплатно, не понравилось — можно выключить, или же наоборот пересмотреть полюбившийся отрывок. Но даже интернет по большому счету — лишь современная форма, привлекающая людей в театр. Ведь ту самую «атмосферу» и пресловутое дыхание зала по-настоящему можно почувствовать только «вживую» и только там, где каждый вечер жизнь, превращается в игру.

Юлия Богоманшина, Георгий Сытник, Сергей Сенченков, Владислав Подымский. «ТВ Центр».
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности