Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»
Сегодня, 31 октября, на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Ивана Шалаева «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.
Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».
Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».
Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.
«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».
Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.
Источник: Театръ
Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».
Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».
Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.
«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».
Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.
Источник: Театръ
Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- Каменькович и Трегубов создают «Аркадию» в «Мастерской Фоменко»Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2025
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам МаяковскогоЕлена Алдашева, «Театръ», 12.09.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа МихайловаЕлена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019