«Аркадия»: обратно к человеку
Евгений Каменькович поставил одну из главных пьес Тома Стоппарда
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович снова поставил «Аркадию» Тома Стоппарда. Первое его обращение к этой совершенной интеллектуальной драме случилось в конце 1990-х, на режиссерском факультете ГИТИСа. Тот спектакль (Каменькович использовал первый блестящий перевод Ольги Варшавер) оглушил театральную Москву, а совсем юные Ирина Пегова и Евгений Цыганов стали звездами. В 2025 г. Каменькович, будучи уже режиссером с большим опытом, внушительными профессиональным бэкграундом и достижениями, взялся за нее снова. Итог – сложносочиненный, многослойный и изящный спектакль, который можно смело рекомендовать кому угодно.
«Аркадия» считается одним шедевров драматургии XX века. Эта пьеса Стоппарда соединяет в себе интеллектуальную головоломку, детективный сюжет, амуры и хронопутешествия, но при этом очень ясно и легко написана. Каменьковичу, обожающему ставить редкие тексты («Улисс» Джеймса Джойса, «Венерин волос» Михаила Шишкина), удалось эту ясность сделать сценичной. Два времени движутся навстречу друг другу с неумолимой неизбежностью, пересекаясь в общей точке ближе к финалу на глазах у изумленного зрителя. Пространство английского поместья в графстве Дербишир для героев прошлого и настоящего оказывается общим. Они всматриваются и вслушиваются в него, пытаясь разобраться в хитросплетениях судеб, ошибок и надежд. Тем, кто запускает механизм интриги, оказывается так ни разу и не появляющийся на сцене лорд Байрон. Современные ученые – два филолога и один математик – пытаются разгадать загадку – убил ли поэт кого-то на дуэли в этом поместье век назад или не убил. А заодно понять, какое отношение погибшая в страшном пожаре юная Томасина имеет ко второму закону термодинамики (самое прямое!). Попутно все они разбираются с собственными любовными чаяниями и интригами. Все друг в друга влюблены или думают, что влюблены, и все самое счастливое еще может случиться.
Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова (он много работает в театре, дважды номинировался на «Золотую маску». – «Ведомости»). Трегубов, несомненно, обладает архитектурным мышлением, и оно как нельзя лучше подходит пьесе, которая сама похожа на воздушный замок. Аркадия – символ потерянного рая, образ места, где свет. Но одновременно это еще и вполне конкретное поместье с вполне конкретной библиотекой. Громадной, с красными обоями и полками от пола до потолка. Трегубов строит ее прямо на сцене и разрезает напополам, так что зритель видит две зеркальные половины. В одной обитают люди конца XIX века, во второй – конца двадцатого. Границу пересекает только черепаха Плавт (черепахи живут столетиями). Символично, что Аркадией режиссер и художник увидели место, в котором сосредоточены знания о мире, культурных памятниках и величайших научных открытиях. Именно культура не дает прерваться связи времен, и это один из важнейших смыслов спектакля.
Еще один, такой же важный смысл постановки затрагивает темы познания. Все герои выдуманной Стоппардом истории жаждут добраться до Истины, их интересуют загадки Вселенной и тайны прошлого. Наука здесь такой же символ прогресса, как и культура. 13-летняя героиня Томасина открывает научный закон, ее дальний потомок Валентайн ищет формулу бытия. Спектакль бесконечно обращается к математике, физике, биологии, истории литературы. Но скучать никому не приходится – все формулы и законы объяснены наглядно – с помощью компьютерной графики и видеоинсталляций.
И все-таки главным для человечества во все времена оказываются чувства. Прекрасным артистам-фоменкам играть тончайшие нюансы взаимоотношений не привыкать. А вот изображать любовь одновременно с тем, чтобы показывать процесс мышления, – такой задачи им до этого момента никто не ставил. Кто-то справляется лучше, кто-то чуть хуже, но общая картина выглядит воодушевляющей. Спектакль лихо несется к финалу, при этом напряжение и интрига не спадают. Нельзя не отметить грандиозный дебют Екатерины Новокрещеновой в роли девочки-вундеркинда Томасины, убедительную харизму Федора Малышева в роли ее учителя и однокашника Байрона Септимуса Ходжа, нарочитую и мастерски сделанную манерность Екатерины Смирновой в роли леди Крум, эмоциональный напор Юрия Буторина, играющего ученого Бернарда, холодную отстраненность Полины Айрапетовой в образе феминистски настроенной женщины-ученого Ханны. Все в этом спектакле живые люди с живыми страстями и живой мыслью. Все дышат одним воздухом и чувствуют, как бьется пульс бытия. Сшивает все смыслы и сюжеты воедино эффектная концовка – в воображаемой Аркадии время смыкается и герои (и живые, и мертвые) кружатся в вихре вальса с теми, кого они любят или любили. Потому что, по Стоппарду, а вслед за ним и Каменьковичу, какие бы тайны ни открывала наука и история, все в конечном итоге приводит человека обратно к человеку.
«Аркадия» считается одним шедевров драматургии XX века. Эта пьеса Стоппарда соединяет в себе интеллектуальную головоломку, детективный сюжет, амуры и хронопутешествия, но при этом очень ясно и легко написана. Каменьковичу, обожающему ставить редкие тексты («Улисс» Джеймса Джойса, «Венерин волос» Михаила Шишкина), удалось эту ясность сделать сценичной. Два времени движутся навстречу друг другу с неумолимой неизбежностью, пересекаясь в общей точке ближе к финалу на глазах у изумленного зрителя. Пространство английского поместья в графстве Дербишир для героев прошлого и настоящего оказывается общим. Они всматриваются и вслушиваются в него, пытаясь разобраться в хитросплетениях судеб, ошибок и надежд. Тем, кто запускает механизм интриги, оказывается так ни разу и не появляющийся на сцене лорд Байрон. Современные ученые – два филолога и один математик – пытаются разгадать загадку – убил ли поэт кого-то на дуэли в этом поместье век назад или не убил. А заодно понять, какое отношение погибшая в страшном пожаре юная Томасина имеет ко второму закону термодинамики (самое прямое!). Попутно все они разбираются с собственными любовными чаяниями и интригами. Все друг в друга влюблены или думают, что влюблены, и все самое счастливое еще может случиться.
Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова (он много работает в театре, дважды номинировался на «Золотую маску». – «Ведомости»). Трегубов, несомненно, обладает архитектурным мышлением, и оно как нельзя лучше подходит пьесе, которая сама похожа на воздушный замок. Аркадия – символ потерянного рая, образ места, где свет. Но одновременно это еще и вполне конкретное поместье с вполне конкретной библиотекой. Громадной, с красными обоями и полками от пола до потолка. Трегубов строит ее прямо на сцене и разрезает напополам, так что зритель видит две зеркальные половины. В одной обитают люди конца XIX века, во второй – конца двадцатого. Границу пересекает только черепаха Плавт (черепахи живут столетиями). Символично, что Аркадией режиссер и художник увидели место, в котором сосредоточены знания о мире, культурных памятниках и величайших научных открытиях. Именно культура не дает прерваться связи времен, и это один из важнейших смыслов спектакля.
Еще один, такой же важный смысл постановки затрагивает темы познания. Все герои выдуманной Стоппардом истории жаждут добраться до Истины, их интересуют загадки Вселенной и тайны прошлого. Наука здесь такой же символ прогресса, как и культура. 13-летняя героиня Томасина открывает научный закон, ее дальний потомок Валентайн ищет формулу бытия. Спектакль бесконечно обращается к математике, физике, биологии, истории литературы. Но скучать никому не приходится – все формулы и законы объяснены наглядно – с помощью компьютерной графики и видеоинсталляций.
И все-таки главным для человечества во все времена оказываются чувства. Прекрасным артистам-фоменкам играть тончайшие нюансы взаимоотношений не привыкать. А вот изображать любовь одновременно с тем, чтобы показывать процесс мышления, – такой задачи им до этого момента никто не ставил. Кто-то справляется лучше, кто-то чуть хуже, но общая картина выглядит воодушевляющей. Спектакль лихо несется к финалу, при этом напряжение и интрига не спадают. Нельзя не отметить грандиозный дебют Екатерины Новокрещеновой в роли девочки-вундеркинда Томасины, убедительную харизму Федора Малышева в роли ее учителя и однокашника Байрона Септимуса Ходжа, нарочитую и мастерски сделанную манерность Екатерины Смирновой в роли леди Крум, эмоциональный напор Юрия Буторина, играющего ученого Бернарда, холодную отстраненность Полины Айрапетовой в образе феминистски настроенной женщины-ученого Ханны. Все в этом спектакле живые люди с живыми страстями и живой мыслью. Все дышат одним воздухом и чувствуют, как бьется пульс бытия. Сшивает все смыслы и сюжеты воедино эффектная концовка – в воображаемой Аркадии время смыкается и герои (и живые, и мертвые) кружатся в вихре вальса с теми, кого они любят или любили. Потому что, по Стоппарду, а вслед за ним и Каменьковичу, какие бы тайны ни открывала наука и история, все в конечном итоге приводит человека обратно к человеку.
Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru»,