В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин»
В Мастерской Петра Фоменко обратились к самой знаменитой поэме Александра Твардовского. Его героя истинно народного и выпадавшего из всяческой казенщины Василия Тёркина когда-то сразу приняли и оценили высоко не только сами фронтовики, не только самые обыкновенные читатели по всей стране, но и самые известные эстеты и такие разные поэты, как, скажем, Борис Пастернак и Иван Бунин. Спектакль о том же, о чем и поэма: о непростом пути солдата и силе духа, без которой было не дойти в Великую Отечественную до Победы. Режиссер Федор Малышев поставил непафосный спектакль «Тёркин», и не просто «к дате». Он не переиначил, не осовременил, не перемешал поэму с какими-то другими произведениями, как это сейчас модно. Его «Тёркин» смонтирован из 30 глав Твардовского одних чуть больше, из других лишь по несколько строк.
Простого героического парня Тёркина поэт создавал как образ собирательный: «Парень в этом роде / в каждой роте есть всегда, / да и в каждом взводе». Вот и в течение одного спектакля главного героя по очереди играет больше десяти артистов совершенно непохожих друг на друга ни внешне, ни по возрасту. У каждого выходит в соответствии с задачей и актерской силой все по-своему: и зрителю, конечно, одни сцены могут показаться более, а другие менее удачными. Лично мне, не скрою, симпатичнее других показался Тёркин, сыгранный актером Дмитрием Рудковым. Чем-то он напомнил мне Юрия Богатырева помните такого замечательного народного артиста? У него герой хотя и балагур, слегка задумчив, будто обращен куда-то внутрь себя. Он ведь и у Твардовского не так уж прост, как может показаться с виду.
Необычны декорации художницы Евгении Шутиной. На сцене никакого реквизита лишь наклонена огромная деревянная платформа. В ней могут открываться люки, из которых Тёркины выглядывают будто из окопов. Или вдруг она перемещается, то целиком, то по частям, налево и направо. Может даже превратиться в лодку в сцене «Переправы».
Открывается спектакль тремя рассказчицами юными, как пушкинская Татьяна. Но все стремительно меняется и вот они по ходу действия уже становятся то санитарками, медсестрами, а то солдатскими возлюбленными Самой, пожалуй, запоминающейся стала сцена, где актриса София Лукиных играет Смерть не страшную старуху с косой, а прекрасную девушку в белом. Вот она ласково, как мать, баюкает бойца своей колыбельной. Вот она манит его, как распутница. А вот накидывает, как петлю, ему на шею свою шаль и Тёркин летит, так что гулкое эхо несется по залу.
Но Тёркина не проведешь. И никакая привлекательная Смерть его так запросто не соблазнит. Не так он прост. Но вот когда убили командира, за которым шли солдаты в бой, такую горестную песнь исполнит Александра Кесельман, таким пронзительным окажется ее полуплач, что даже воздух в зале содрогнется. Хотя казалось бы: как может быть такое?
Фольклорных мотивов в спектакле много. Не боевые марши здесь поют, а нежное народное. Бойцы аккомпанируют на ложках. А еще звучит живая музыка на сцене все время рядом с бойцами музыканты: виолончелист, трубач, а то аккордеон актера Дмитрия Захарова играет вальсы.
Единственный в спектакле фриц карикатурный, будто нарисован Кукрыниксами. Его и укокошили ударом ложки по лбу. Казалось бы, как мог такой нелепый фрик заставить всех на сцене так страдать? Если враг смешон как он принес всем столько горя? Но это все-таки метафора: нельзя бояться зла, пусть зло боится, ведь оно в конце концов перед силой правды и добра. В спектакле у героев нет ни оружия, ни звездочек на погонах, почти не слышно взрывов и стрельбы, и этого совсем не замечаешь: может, режиссер был прав, тут главное не в этой внешней «достоверности».
Дед, прошедший две войны, и Баба переселяются в яму из своей избы, чтобы переждать бомбежку, и, как молитву, повторяют строки: «пощади его, снаряд, / в конопле родимой». И их безумно жаль.
Европейцы в многолюдной сцене «На Берлин» расходятся измученной вереницей по домам, повторяя по-русски «спасибо» освободителям. Наши бойцы поднимают встретившуюся мать солдата и она оказывается в точности той самой героиней знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». За душу берет.
В финале Карэн Бадалов, игравший генерала, с авансцены смотрит зрителям в глаза и обращается от автора. Что он увидел в нас, сидящих в зале? А мы, мы его услышали?
Источник: «Российская газета»
Простого героического парня Тёркина поэт создавал как образ собирательный: «Парень в этом роде / в каждой роте есть всегда, / да и в каждом взводе». Вот и в течение одного спектакля главного героя по очереди играет больше десяти артистов совершенно непохожих друг на друга ни внешне, ни по возрасту. У каждого выходит в соответствии с задачей и актерской силой все по-своему: и зрителю, конечно, одни сцены могут показаться более, а другие менее удачными. Лично мне, не скрою, симпатичнее других показался Тёркин, сыгранный актером Дмитрием Рудковым. Чем-то он напомнил мне Юрия Богатырева помните такого замечательного народного артиста? У него герой хотя и балагур, слегка задумчив, будто обращен куда-то внутрь себя. Он ведь и у Твардовского не так уж прост, как может показаться с виду.
Необычны декорации художницы Евгении Шутиной. На сцене никакого реквизита лишь наклонена огромная деревянная платформа. В ней могут открываться люки, из которых Тёркины выглядывают будто из окопов. Или вдруг она перемещается, то целиком, то по частям, налево и направо. Может даже превратиться в лодку в сцене «Переправы».
Открывается спектакль тремя рассказчицами юными, как пушкинская Татьяна. Но все стремительно меняется и вот они по ходу действия уже становятся то санитарками, медсестрами, а то солдатскими возлюбленными Самой, пожалуй, запоминающейся стала сцена, где актриса София Лукиных играет Смерть не страшную старуху с косой, а прекрасную девушку в белом. Вот она ласково, как мать, баюкает бойца своей колыбельной. Вот она манит его, как распутница. А вот накидывает, как петлю, ему на шею свою шаль и Тёркин летит, так что гулкое эхо несется по залу.
Но Тёркина не проведешь. И никакая привлекательная Смерть его так запросто не соблазнит. Не так он прост. Но вот когда убили командира, за которым шли солдаты в бой, такую горестную песнь исполнит Александра Кесельман, таким пронзительным окажется ее полуплач, что даже воздух в зале содрогнется. Хотя казалось бы: как может быть такое?
Фольклорных мотивов в спектакле много. Не боевые марши здесь поют, а нежное народное. Бойцы аккомпанируют на ложках. А еще звучит живая музыка на сцене все время рядом с бойцами музыканты: виолончелист, трубач, а то аккордеон актера Дмитрия Захарова играет вальсы.
Единственный в спектакле фриц карикатурный, будто нарисован Кукрыниксами. Его и укокошили ударом ложки по лбу. Казалось бы, как мог такой нелепый фрик заставить всех на сцене так страдать? Если враг смешон как он принес всем столько горя? Но это все-таки метафора: нельзя бояться зла, пусть зло боится, ведь оно в конце концов перед силой правды и добра. В спектакле у героев нет ни оружия, ни звездочек на погонах, почти не слышно взрывов и стрельбы, и этого совсем не замечаешь: может, режиссер был прав, тут главное не в этой внешней «достоверности».
Дед, прошедший две войны, и Баба переселяются в яму из своей избы, чтобы переждать бомбежку, и, как молитву, повторяют строки: «пощади его, снаряд, / в конопле родимой». И их безумно жаль.
Европейцы в многолюдной сцене «На Берлин» расходятся измученной вереницей по домам, повторяя по-русски «спасибо» освободителям. Наши бойцы поднимают встретившуюся мать солдата и она оказывается в точности той самой героиней знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». За душу берет.
В финале Карэн Бадалов, игравший генерала, с авансцены смотрит зрителям в глаза и обращается от автора. Что он увидел в нас, сидящих в зале? А мы, мы его услышали?
Источник: «Российская газета»
Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательноеИрина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин»Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв»Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской ФоменкоМарина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- «Тёркин» в Мастерской ФоменкоЕкатерина Данилова, «Театральный журнал (блог)», 16.05.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- В Мастерской Петра Фоменко представили спектакль о жизни в Приречной стране«ВГТРК «Культура»», 7.04.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Александра Кесельман: «Мы стремились сделать акцент на сложности и поэтичности взаимоотношений между мужчиной и женщиной»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Математика, любовь и смерть: в «Мастерской Петра Фоменко» представили новую «Аркадию»«mos.ru», 7.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о БайронеМария Позина, «Метро», 11.02.2025
- «Аркадия» Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений КаменьковичНикита Балашов, «Ревизор.ru», 11.02.2025
- Спектакль «Аркадия»: в Театре Фоменко поставили пьесу британского драматурга Тома СтоппардаАнна Нехаева, «Рамблер», 11.02.2025
- «Аркадия» вернулась на сцену «Мастерской Петра Фоменко»«ВГТРК «Культура»», 7.02.2025
- Каменькович и Трегубов создают «Аркадию» в «Мастерской Фоменко»Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2025
- Премьеры февраля«Blueprint», 6.02.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» возвращается в «Аркадию»«Театральный журнал», 4.02.2025
- Герои Шукшина любят искренне и смешноМария Позина, «Метро», 14.01.2025
- Этот милый, старый домЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025