RuEn

«Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезона

В «Мастерской Петра Фоменко» прошел предпремьерный показ спектакля по мотивам пушкинского «Бориса Годунова». В его основе — записи с репетиций под руководством Петра Фоменко

В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Комедию о трагедии» — спектакль по пушкинскому «Борису Годунову». Это дань памяти основателю театра, которому в этом году могло бы исполниться 90 лет.

«Комедия о трагедии» — особая история для мастерской. В 2010–2011 годах тут были читки «Бориса Годунова». Но выпустить премьеру сам Петр Наумович Фоменко не успел — в 2012 году его не стало. И все его удивительные ремарки во время репетиций, его понимание этого произведения так и не дошли до зрителя. Но остались записи актеров, отрывки аудио- и видеоматериалов с репетиций. Евгений Цыганов решил собрать все это и по записям поставить спектакль в память о мастере к 90-летию со дня его рождения. Создали режиссерские тетради, отреставрировали аудиозаписи на «Мосфильме», решили сопроводить их субтитрами — какие-то фразы трудно разобрать. В 2011-м у Цыганова было две роли: самозванца и воеводы Басманова. В сегодняшнем спектакле он выступает исключительно как режиссер.

Евгений Цыганов актер, режиссер:
«Пётр Наумович настаивал на том, что это комедия о трагедии. Говорил о том, что это жанр и намеренье, он говорил о том, что без комедийного сегодня сложно делать трагедию, потому что чистая трагедия обречена, что есть трагедии, да, их ставят, зритель на них спит, мы должны все равно искать в этом юмор. Вообще нет как таковой описанной школы Петра Фоменко, но поиск легкого в сложном, глубокого в легкомысленном, казалось бы, это была такая тема всего того, что он делал. Мы попытались найти комедийное в трагедийном и что-то содержательное в каких-то комедийных сценах, которые тоже у Пушкина прописаны. Мы относимся к этому, как к запоздалому студенчеству, может быть. Благо есть возможность быть в диалоге с мастером, меня часто спрашивали: как же вы теперь без мастера? Наверное, это в некотором роде такой ответ, что мы не то чтобы без мастера, мы с мастером в диалоге — пытаемся и слышать, и слушать, и соответствовать. Нам так повезло, что у нас есть камертон».

Ремарки Фоменко пронизывают получившийся трехчасовой спектакль. Он то подшучивает над актерами, то дает им советы, то комментирует непосредственно пушкинский текст, то просто размышляет. Удивляешься, насколько его мысли глубоки и актуальны.

А роли исполняют как непосредственно ученики Фоменко, так и совсем молодые актеры, недавно пришедшие в мастерскую. Получившаяся постановка чуть-чуть приоткрывает дверь в мир Фоменко, показывает его отношение к театру, к артистам, ученикам, к истории, религии, политике, власти.

Это спектакль — событие, убеждена редактор отдела «Культура» журнала Forbes Яна Жиляева
Яна Жиляева редактор отдела «Культура» журнала Forbes:
«Я долго думала, как можно определить жанр того, что создано, и поняла, что это полноценный спектакль, в котором главную роль исполняет Петр Наумович Фоменко. Его комментарий к „Борису Годунову“, его точка зрения на пушкинский текст, обыгранная им, обдуманная — это и есть центральная суть спектакля. Нельзя сказать, что ребята, которые показывают фрагменты, отрывки, поставленные при участии Петра Наумовича, под его руководством, вторичны. Они гармоничны, дополняют друг друга. Это очень современный спектакль, созданный мультимедийными средствами».

На первых показах, приуроченных непосредственно к юбилейной дате, в зале «Мастерской Петра Фоменко» были Эльвира Набиуллина, Андрей Костин, Михаил Швыдкой. Официальная премьера запланирована на 30–31 июля, в последний день сезона. Нетипичный случай для московских театров. Впрочем, в этом, наверное, и причина, что билеты на «Комедию о трагедии» все еще есть. Стоимость — от 2 тысяч до 7 тысяч рублей.

Источник: радио БизнесFM
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности