RuEn

Женщины обольщают и не всегда остаются в живых

Коварство и любовь под занавес московского театрального сезона

Тех москвичей, которые еще не успели в связи с летней жарой плотно засесть на дачных участках, столичные театры завлекают премьерами, что характерно, более интересными, чем это случалось во времена зимних вьюг. Так, три очень хороших режиссера, обратившись к разного жанра классике, порадовали — каждый по-своему — даже самую взыскательную столичную публику яркой, сочной зрелищностью. («Отравленная туника», постановка И. Поповски, «Макбетт», постановка Ю. Бутусова и «Кабаре, или Боб Фосс живет в Москве», постановка М. Розовского. У нас, конечно, только отрывок про спектакль Поповски. — Ред.) Заодно подтвердив опять же классические истины: во-первых, что зло и коварство отнюдь не прерогатива какого-то отдельно взятого времени; во-вторых, всегда и везде — «шерше ля фам»!

Блудница Феодора

Много-много лет назад, а именно в VI столетии, Византией правил коварный тиран император Юстиниан. Впрочем, все они, византийские императоры, были коварными тиранами: что ни царствование — сплошные заговоры, интриги, доносы, казни┘ Юстиниан же, с одной стороны, прославился как отличный полководец и неплохой политик, с другой, отличался не только жестоким узурпаторством, но еще и женился на порочной и злобной красавице, бывшей актрисе и куртизанке Феодоре. Феодора ненавидела свою прелестную падчерицу Зою и, воспользовавшись стечением обстоятельств, добилась того, что Юстиниан навсегда заточил родную дочь в монастырь. Николай Гумилев написал о тех делах и временах пьесу «Отравленная туника». Режиссер Иван Поповски поставил ее в театре «Мастерская Петра Фоменко», у которого когда-то учился, с теми же актерами, с которыми уже ставил «Приключение» Цветаевой и «Балаганчик» Блока, подтвердив тем самым свое пристрастие к поэзии Серебряного века.
Спектакль получился потрясающе красивым: сценография (художник Владимир Максимов) — византийские колонны, работающие заодно и занавесом, «живые» бассейны; свет (художник Владислав Фролов) — направленные лучи, акцентирующие главные моменты действия; богатые костюмы (художник Ангелина Атлагич) — точно в стиле той эпохи. И подача гумилевского текста тоже стилизована под византийский театр (каким мы представляем его себе по описаниям): все с пафосом, никакой приземленности, бытовщины.
Что ж, «фоменковские» актеры — Кирилл Пирогов (арабский поэт Имр), Андрей Казаков (Юстиниан), Мадлен Джабраилова (Зоя), Рустэм Юскаев (царь Трапезондский), Томас Моцкус (евнух) — демонстрируют, что, если надо, они могут и так┘ Но только вся эта роскошность в какой-то момент явно грозила обернуться тяжеловесностью, если бы в центре спектакля не оказалась (вольно или невольно?) Феодора Галины Тюниной, чью пластичность, гибкость, острейшую характерность, умение играть голосом не перекрыть ничем. И это сыграло на руку спектаклю. Когда-то «Отравленную тунику» ставил в Театре Луны Сергей Проханов. Там Юстиниана играл Анатолий Ромашин, и понятно, что он был центром спектакля, рассказавшего именно о мужских пороках и подлостях. У Поповски с Тюниной — классическая история ущемленного женского самолюбия (бывший любовник предпочел падчерицу) и изысканного дамского коварства: всех подставить, всех уничтожить, но при этом не своими прекрасными ручками.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности