RuEn

Месяц в селе Степанчиково

Тургеневские вариации на тему ревности

Совершенно необычную трактовку тургеневского «Месяца в деревне» предложил самый знаменитый молодой режиссер (по оценке критиков) Сергей Женовач, поставивший спектакль с актерами Мастерской Петра Фоменко — молодой профессиональной компанией, которая давно уже у всех на виду и на слуху.
«Месяц в деревне» — пьеса с огромным шлейфом театральных традиций и легенд. Многие из нас, зажмурившись, мечтали бы увидеть Наталью Петровну — Савину, Ермолову или Ольгу Яковлеву, Ракитина — Качалова; поэтому и с любопытством, и с готовностью к разочарованию и восторгу мы переступаем театральный порог.
Сергей Женовач предлагает Тургенева, который примирил бы Ивана Сергеевича с его вечным антагонистом — Федором Михайловичем.
Куда там нежные кружева, о которых писал Станиславский, ставя «Месяц в деревне». Здесь дворянская усадьба кипит и пенится такими испепеляющими страстями, что поневоле хочется назвать одну героиню Настасьей Филипповной, другую, скажем, Аглаей или Катериной Ивановной.
Не вялые, изнеженные, воспитанные баре, а пылкие, крикливые разночинцы с расшатанными нервами и неумением скрывать свои чувства предстают перед зрителем.
Настасья Филипповна — извините, Наталья Петровна — изнемогает и терзается от своей противозаконной любви если не с первой, то уж точно со второй сцены, и так же бурно и неистово будет страдать до самого финала.
Под стать ей и Верочка — не слабый ребенок, а зрелая, страстная и тоже недобрая женщина.
Собственно, одним из вариантов названия «Месяц в деревне» у Тургенева был и такой — «Две женщины» — этот вариант и разыгрывают Галина Тюнина (Наталья Петровна) и Полина Кутепова (Верочка). Их словесные дуэли и смертельное противостояние стали центром спектакля.
Вот каков здесь оказался Тургенев, если, глядя на Тюнину, мечтаешь о Федре, а вслушиваясь в переливы голоса Полины Кутеповой, вспоминаешь несравненную Ольгу Яковлеву.
Мужская половина труппы, волей судьбы оказавшаяся под липами Тургенева и в водовороте страстей Достоевского, тоже не менее выразительна. Главный герой «Месяца», несомненно, не студент Беляев, а барин Ракитин, ипостась самого автора. Все перипетии его любви к Виардо ясно прочитываются в монологах героя.
Ракитин тургеневского текста — это рафинированный интеллигент, ироничный, грустный, раздавленный своей любовью.
Ракитин у Женовача (Рустэм Юскаев) — красив, неловок, несдержан и не менее взвинчен, чем Наталья Петровна.
Студент Беляев у Тургенева — первый эскиз Базарова, правда, Базаров простодушный и мягкий. В спектакле Кирилл Пирогов пока на распутье — то ли это чужестранец, полный любопытства к экзотическому быту и не менее экзотическим чувствам аборигенов, то ли «милый мальчик», вовсе не чужой на этом празднике жизни.
Доктор Шпигельский (Карэн Бадалов) — тоже персонаж Достоевского — злой шут и уязвленный разночинец, правда, эта превосходная актерская работа совсем лишена тепла.
Остальные второстепенные персонажи — муж героини (Юрий Степанов), гувернантка (Ксения Кутепова), маменька и крестьянка Катя (Мадлен Джабраилова) и почти бессловесный Большинцов и немец Шааф (Тагир Рахимов) — это образы Достоевского из «Села Степанчиково» — чудаковатые, но еще не страшные.
«Месяц в деревне» — это путешествие в классический мир, классические тексты середины XIX столетия; сюртуки и платья героев, достойные Серебряного века и «Русских сезонов», и наконец, Сергей Женовач, который, вероятно, и сам когда-то станет классиком. Кто же, кроме него, осмелился бы разыграть почти одновременно две вариации на тему ревности на материале английского Возрождения («Зимняя сказка» Шекспира) и русского XIX века («Месяц в деревне» Тургенева).
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности