RuEn

«Нельзя допустить появления новых „Властелин“ и банков „Чара“

Театр „Мастерская Петра Фоменко“ — государственно-бюджетное учреждение культуры. Мы не имеем права брать кредиты, покупать акции. Мы даже не можем депозитные вклады какие-то открывать. Театр работает с Федеральным казначейством и все расходы осуществляет через него.

Когда встал вопрос, где разместить зарплатный проект театра, я остановился на банке ВТБ. Это близкий наш друг и меценат, который оказывает очень важную внебюджетную финансовую поддержку. Мы сотрудничаем также с „ВТБ Страхованием“, например, и с НПФ „ВТБ Пенсионный фонд“ — многие наши сотрудники разместили там свои пенсионные накопления. Одним словом, ВТБ — надежная организация. Может быть, там не самый большой процент, но зато есть гарантия, что с деньгами ничего не случится. Ты знаешь точно: если банки начнут лопаться, то ВТБ это не коснется.

У нас очень давние добрые отношения и с Внешэкономбанком. Они, конечно, не ориентированы на обслуживание организаций уровня „Мастерской Петра Фоменко“ и тем более частных лиц. Поэтому у нас с ними нет деловых отношений, только дружеские. Сотрудники банка любят наш театр, наших артистов, они приходят смотреть все наши спектакли. И ежегодно оказывают финансовую поддержку.

Я считаю, что Эльвира Набиуллина ведет очень правильную политику в отношении банков, лишая некоторые из них лицензии. С одной стороны, конечно, это болезненно для финансовой системы нашей страны. Но, с другой стороны, вы можете представить, какое огромное количество человек она этими поступками спасает? Люди просто не попадают в ситуацию, когда не могут вернуть свои вклады. А если банковскую сферу не контролировать, то появятся новые „Русский дом Селенга“, „Властелина“, „Тибет“, банк „Чара“ — мы же все помним о них. 

С моей точки зрения, за последние несколько лет бытовые условия во многих банках существенно улучшились. В ВТБ 24 они изначально были хорошими. Теперь в Сбербанке и ряде других мест получше стало. Заходишь – красота! Кожаные диваны, кондиционированный воздух, электронная очередь, довольно быстрое обслуживание, уважительный, очень внимательный персонал.

Я знаю, что европейские банки работают таким образом, что к счету, который есть у клиента, привязываются вообще все расходы, которые он несет ежемесячно: от коммунальных платежей и налогов до страховых взносов и юридического сопровождения. Деньги снимаются автоматически, никто никуда не бегает с бумажками и не вспоминает, кому и сколько еще должен. Задача человека — только вовремя пополнять счет и контролировать списания. У нас такой системы, к сожалению, пока нет.

В нашей стране финансовая система до сих пор слишком громоздкая и неповоротливая. Связано это с издержками „лихих“ 90-х. Многие банки просто побаиваются непорядочного контрагента, поэтому предпочитают бездействовать, а не налаживать оперативный высокотехнологичный сервис. Со временем, я думаю, многое изменится. Во всяком случае, за последние 15 лет в нашей стране произошли колоссальнейшие сдвиги.

Две самые большие статьи расходов годового бюджета нашего театра — это заработная плата сотрудников и социальные отчисления. Много денег уходит на содержание здания и, естественно, создание новых постановок.

На сегодняшний день самый дорогой наш спектакль — „Алиса в Зазеркалье“ режиссера Ивана Поповски. Это первая в истории театра постановка для детей. Мы так переволновались, создавая ее, что профинансировали с размахом, с каким не был профинансирован ни один спектакль великого мастера Петра Наумовича Фоменко. На „Алисе“ работало шесть сценографов, костюмы к нему делала Ангелина Атлагич — выдающийся художник из Сербии. Специально к этому спектаклю композитор Николай Орловский написал музыку. Были даже созданы авторские мультфильмы, которые сопровождают спектакль от начала и до конца. „Алиса“ нам обошлась по тем временам в полмиллиона долларов. Столько мы потратили на создание детского спектакля! Вы не поверите, но в течение года он окупился. И теперь является очень крепким кормильцем нашего театра. Вообще, надо сказать, что в „Мастерской Фоменко“ при создании новых спектаклей как-то не привыкли экономить. В том смысле, что мы прекрасно понимаем: кашу из топора не сваришь. Даже если кто-то пришел и пообещал тебе, что сварит кашу из топора, нужно готовиться к тому, что этот человек еще очень много раз к тебе зайдет за разными „ингредиентами“.

Я со своей зарплаты обязательно даю деньги детям. С самого раннего их возраста. Оля, моя жена, поначалу категорически возражала, сейчас уже махнула рукой. С моей точки зрения, правильно назначать детям ежемесячное денежное вознаграждение. Причем не за то, что они хорошо учатся, убирают дом или слушаются родителей. А просто потому, что они твои дети. Ты получаешь зарплату и делишься с ними ее частью. Дети, располагая деньгами, как минимум учатся ими правильно распоряжаться. Знаете, в США есть лотерея какая-то государственная. И люди, которые срывают в ней джекпот, становятся богаче на 100–150 миллионов долларов. Даже представить себе не могу, за сколько жизней я бы мог потратить эти деньги. Но, как показывает статистика, 98% людей, сорвавших джекпот, в течение года становятся банкротами. Мне кажется, это происходит потому, что люди просто не умеют зарабатывать такие деньги. Следовательно, они не умеют ими владеть и тратить правильно тоже не в состоянии. Поэтому в течение года они все спускают. Так что детям полезно с самого раннего возраста научиться планировать свои расходы. Средняя дочь, кстати, всегда укладывается в бюджет. А старший сын иногда перехватывает у меня до следующей „получки“.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности