Наука любви
«Аркадия» Тома Стоппарда – премьера «Мастерской Петра Фоменко» – стала особым спектаклем не только для автора этого текста, но для многих.
Во-первых, потому что сам театр, сами «фоменки», остаются для театральной Москвы местом знаковым и очень любимым, несмотря на довольно сильную, после ухода Мастера, перемену судьбы. Но мы выросли на их спектаклях: на «Двенадцатой ночи» Каменьковича, на «Приключении» Поповски, на «Волках и овцах» Фоменко. Мы восхищались артистами, которые были ненамного старше нас. Мы постигали театр как таковой через призму фоменок. Они были мечтой. Они были отдушиной. Они были домом. Это потом для нашего поколения появились Додин и Гинкас, Някрошюс и Туминас, Яновская и Ефремов. Но сначала, еще до поступления в ГИТИС, были фоменки.
Премьеру в «Мастерской» ждали еще и из-за Тома Стоппарда, обожаемого интеллектуала, великолепного выдумщика, блистательного мастера по плетению словесных кружев и крупнейшего, что уж, драматурга второй половины ХХ века. Его «Аркадию» мы узнали в 1999 году благодаря спектаклю Евгения Каменьковича в 39-й аудитории ГИТИСа: он тогда сделал пьесу в переводе Ольги Варшавер с «третьими фоменками» – тем курсом, на котором учились Цыганов, Пегова. И мы все после премьеры влюбились: в Стоппарда, в перевод, в Томасину, во второй закон термодинамики и в «третьих фоменок» (я – настолько, что писала диплом по «Аркадии»). «Аркадию» Эльмо Ньюганена в БДТ посмотрели на московских гастролях театра позже. «Берег утопии» в РАМТе появился спустя еще несколько лет, как и фильмы «Влюбленный Шекспир» и «Анна Каренина», снятые по сценариям Стоппарда, любовь к которому с каждым новым его сочинением и нашим новым его узнаванием только крепла, превратившись, в конце концов, в сентиментальный культ.
Завышенные ожидания – вещь опасная. И для самих зрителей, и для спектакля. Новая «Аркадия» Каменьковича попала в эту ловушку. Слишком много ждали. Слишком надеялись. Слишком хорошо помнили тот учебный спектакль, пьесу, себя молодых. Поэтому сегодня, в 2025 году, когда ветра в голове нет, кажется, уже ни у кого, ни у седого Каменьковича, ни у публики, недовольство собой и временем как-то перенеслось на спектакль. Тем более, что он дает повод не полюбить себя, во всяком случае сразу.
Меж тем он прелестен, несмотря на некоторую свою громоздкость и тяжеловесность. Но можно надеяться, что это пройдет, и «Аркадия» у фоменок взлетит и станет воздушной, когда артисты обживут свои роли, перестанут так старательно, как на премьерных показах, выполнять режиссерский рисунок, почувствуют свободу и начнут немножко «гулять по прилавку». Сейчас этого очень не хватает им всем.
В первом акте Алексей Трегубов выстроил на сцене тяжелую конструкцию, загораживающую собой всю глубину большой сцены. Это зеркально расположенные друг к другу две библиотеки в разрезе, в чуть искаженных перспективе и масштабе. Точнее, библиотека одна, но в разных временах: в начале XIX века и в условном «сегодня». Эта двусоставная конструкция обрамлена огромными белыми экранами, будто листами бумаги, на которые то и дело проецируются рисунки, эскизы будущего парка, математические и физические формулы, стихи, абрисы, портреты. Вдоль авансцены медленно ездит заводная черепаха Плавт размером с тумбочку, и артистам в этом пространстве остается буквально ютиться на паре квадратных метров, что сказывается на некоторой скованности мизансцен.
Молодые фоменки старательно проговаривают стоппардовский текст, здесь кажущийся многословным, что в эпизодах прошлого, что в сценах сегодняшних, где ученые пытаются разобраться в том, что случилось в прошлом: как связаны Байрон и усадьба в Дербишире, отшельник Сидли-парка и пожар в доме, девочка, погибшая накануне своего 16-летия, и научные открытия ХХ века. Видно, что на репетициях текст разбирали, анализировали, что артисты понимают, что и почему говорят их персонажи. Но полета и легкости в игре нет. Пока. Здесь самое время перечислить артистов. Это Екатерина Новокрещенова (Томасина и, по некоторым подозрениям, Гас), Федор Малышев (Септимус), Екатерина Смирнова (Леди Крум), Полина Айрапетова (Ханна), София Лукиных (Хлоя), Юрий Буторин (Бернард).
Стоппард любит уноситься мыслями в гибельные выси научных теорий: многие театральные деятели могут похвастаться тем, что знают, что такое, например, второй закон термодинамики, именно благодаря «Аркадии». Стоппард умеет объяснять сложное простым языком, может виртуозно встроить вполне профессорского толка и длины рассуждения в драматургическую конструкцию, нисколько не утяжелив ее. Сделать то же на сцене оказывается, на поверку, задачей отчаянно трудной. Каменькович и его артисты «подкладывают» под научные полеты мысли персонажей внятные человеческие мотивы – ревность, влюбленность, обиду, зависть, – благодаря чему научный дискурс должен бы стать простым выяснением отношений. И становится им. Иногда. А иногда нет.
Вообще в этом спектакле есть странность: первые минут пятнадцать кажется, что ты в Малом театре, и это смущает, ведь ты в зале у фоменок. Но они так манерны, костюмны, так застывают в позах, так иллюстративны, что как-то хочется перепроверить, по правильному ли адресу ты приехал. Где-то через полчаса иллюзия рассеивается, обаяние артистов берет верх над статуарностью мизансцен и преувеличенной театральностью манеры игры, и зрители смиряются с неспешностью действия, начиная находить в нем прелесть. Как и в том, что в 40-минутном (!!!) антракте можно сходить в соседнее с театром кафе и выпить чаю.
Здесь интересно: длиннющий антракт нужен, чтобы на сцене за закрытым занавесом успели сделать перестановку и превратить две большие комнаты в одну совсем уж огромную, где действие в прошлом и настоящем постепенно объединяется, персонажи из разных эпох буквально оказываются за одним столом, а в финале влюбленные пары вместе танцуют вальс на фоне открывшегося синего задника. Взаимопроникновение, перекликание, рифмы времен, идей, судеб, прописанные Стоппардом с невероятным изяществом, на сцене явлены со всей театральной буквальностью и однозначностью. Было две библиотеки – стала одна, было закрытое, сплющенное пространство – стало глубокое и разомкнутое. Были глухота и незнание (прошлого, себя, любви) –стало понимание и принятие мира и жизни во всей ее полноте.
Самое смешное, что все это у Каменьковича работает. Вот такие совсем простые приемы, по сути, прописанные драматургом в пьесе, безотказно действуют на публику. И в конце спектакля сидишь, чуть не плача – растроганный, смущенный, сметенный великой силой любви, которой пропитана вся пьеса, которую источают артисты и которой служит режиссер, осознанно и смиренно идущий на почти буквальное следование заложенной в пьесе конструкции.
Кажется, что Каменькович взялся за эту постановку, чтобы – как Волшебник из «Обыкновенного чуда» – еще раз поговорить о любви, просто и незамысловато, отдавшись пьесе и склонившись перед ее автором, поверив в своих молодых артистов и дав им роли, в которых они смогут расти, а со временем и летать. И веря в публику, которая будет готова почти четыре часа провести в театре, чтобы говорить, слушать, смотреть, чувствовать и думать о жизни, о смысле и о любви.
Каменькович оказался прав. Люди, придя в зал из своих жизней, новостных пузырей и общего сегодняшнего ощущения загнанности и безнадежности, за эти четыре часа словно расцветают, получая заряд веры в то, что все еще наладится и во всем появится смысл. Пусть не сейчас, а через 200 лет, когда небо будет в алмазах.
Источник: ПТЖ
Во-первых, потому что сам театр, сами «фоменки», остаются для театральной Москвы местом знаковым и очень любимым, несмотря на довольно сильную, после ухода Мастера, перемену судьбы. Но мы выросли на их спектаклях: на «Двенадцатой ночи» Каменьковича, на «Приключении» Поповски, на «Волках и овцах» Фоменко. Мы восхищались артистами, которые были ненамного старше нас. Мы постигали театр как таковой через призму фоменок. Они были мечтой. Они были отдушиной. Они были домом. Это потом для нашего поколения появились Додин и Гинкас, Някрошюс и Туминас, Яновская и Ефремов. Но сначала, еще до поступления в ГИТИС, были фоменки.
Премьеру в «Мастерской» ждали еще и из-за Тома Стоппарда, обожаемого интеллектуала, великолепного выдумщика, блистательного мастера по плетению словесных кружев и крупнейшего, что уж, драматурга второй половины ХХ века. Его «Аркадию» мы узнали в 1999 году благодаря спектаклю Евгения Каменьковича в 39-й аудитории ГИТИСа: он тогда сделал пьесу в переводе Ольги Варшавер с «третьими фоменками» – тем курсом, на котором учились Цыганов, Пегова. И мы все после премьеры влюбились: в Стоппарда, в перевод, в Томасину, во второй закон термодинамики и в «третьих фоменок» (я – настолько, что писала диплом по «Аркадии»). «Аркадию» Эльмо Ньюганена в БДТ посмотрели на московских гастролях театра позже. «Берег утопии» в РАМТе появился спустя еще несколько лет, как и фильмы «Влюбленный Шекспир» и «Анна Каренина», снятые по сценариям Стоппарда, любовь к которому с каждым новым его сочинением и нашим новым его узнаванием только крепла, превратившись, в конце концов, в сентиментальный культ.
Завышенные ожидания – вещь опасная. И для самих зрителей, и для спектакля. Новая «Аркадия» Каменьковича попала в эту ловушку. Слишком много ждали. Слишком надеялись. Слишком хорошо помнили тот учебный спектакль, пьесу, себя молодых. Поэтому сегодня, в 2025 году, когда ветра в голове нет, кажется, уже ни у кого, ни у седого Каменьковича, ни у публики, недовольство собой и временем как-то перенеслось на спектакль. Тем более, что он дает повод не полюбить себя, во всяком случае сразу.
Меж тем он прелестен, несмотря на некоторую свою громоздкость и тяжеловесность. Но можно надеяться, что это пройдет, и «Аркадия» у фоменок взлетит и станет воздушной, когда артисты обживут свои роли, перестанут так старательно, как на премьерных показах, выполнять режиссерский рисунок, почувствуют свободу и начнут немножко «гулять по прилавку». Сейчас этого очень не хватает им всем.
В первом акте Алексей Трегубов выстроил на сцене тяжелую конструкцию, загораживающую собой всю глубину большой сцены. Это зеркально расположенные друг к другу две библиотеки в разрезе, в чуть искаженных перспективе и масштабе. Точнее, библиотека одна, но в разных временах: в начале XIX века и в условном «сегодня». Эта двусоставная конструкция обрамлена огромными белыми экранами, будто листами бумаги, на которые то и дело проецируются рисунки, эскизы будущего парка, математические и физические формулы, стихи, абрисы, портреты. Вдоль авансцены медленно ездит заводная черепаха Плавт размером с тумбочку, и артистам в этом пространстве остается буквально ютиться на паре квадратных метров, что сказывается на некоторой скованности мизансцен.
Молодые фоменки старательно проговаривают стоппардовский текст, здесь кажущийся многословным, что в эпизодах прошлого, что в сценах сегодняшних, где ученые пытаются разобраться в том, что случилось в прошлом: как связаны Байрон и усадьба в Дербишире, отшельник Сидли-парка и пожар в доме, девочка, погибшая накануне своего 16-летия, и научные открытия ХХ века. Видно, что на репетициях текст разбирали, анализировали, что артисты понимают, что и почему говорят их персонажи. Но полета и легкости в игре нет. Пока. Здесь самое время перечислить артистов. Это Екатерина Новокрещенова (Томасина и, по некоторым подозрениям, Гас), Федор Малышев (Септимус), Екатерина Смирнова (Леди Крум), Полина Айрапетова (Ханна), София Лукиных (Хлоя), Юрий Буторин (Бернард).
Стоппард любит уноситься мыслями в гибельные выси научных теорий: многие театральные деятели могут похвастаться тем, что знают, что такое, например, второй закон термодинамики, именно благодаря «Аркадии». Стоппард умеет объяснять сложное простым языком, может виртуозно встроить вполне профессорского толка и длины рассуждения в драматургическую конструкцию, нисколько не утяжелив ее. Сделать то же на сцене оказывается, на поверку, задачей отчаянно трудной. Каменькович и его артисты «подкладывают» под научные полеты мысли персонажей внятные человеческие мотивы – ревность, влюбленность, обиду, зависть, – благодаря чему научный дискурс должен бы стать простым выяснением отношений. И становится им. Иногда. А иногда нет.
Вообще в этом спектакле есть странность: первые минут пятнадцать кажется, что ты в Малом театре, и это смущает, ведь ты в зале у фоменок. Но они так манерны, костюмны, так застывают в позах, так иллюстративны, что как-то хочется перепроверить, по правильному ли адресу ты приехал. Где-то через полчаса иллюзия рассеивается, обаяние артистов берет верх над статуарностью мизансцен и преувеличенной театральностью манеры игры, и зрители смиряются с неспешностью действия, начиная находить в нем прелесть. Как и в том, что в 40-минутном (!!!) антракте можно сходить в соседнее с театром кафе и выпить чаю.
Здесь интересно: длиннющий антракт нужен, чтобы на сцене за закрытым занавесом успели сделать перестановку и превратить две большие комнаты в одну совсем уж огромную, где действие в прошлом и настоящем постепенно объединяется, персонажи из разных эпох буквально оказываются за одним столом, а в финале влюбленные пары вместе танцуют вальс на фоне открывшегося синего задника. Взаимопроникновение, перекликание, рифмы времен, идей, судеб, прописанные Стоппардом с невероятным изяществом, на сцене явлены со всей театральной буквальностью и однозначностью. Было две библиотеки – стала одна, было закрытое, сплющенное пространство – стало глубокое и разомкнутое. Были глухота и незнание (прошлого, себя, любви) –стало понимание и принятие мира и жизни во всей ее полноте.
Самое смешное, что все это у Каменьковича работает. Вот такие совсем простые приемы, по сути, прописанные драматургом в пьесе, безотказно действуют на публику. И в конце спектакля сидишь, чуть не плача – растроганный, смущенный, сметенный великой силой любви, которой пропитана вся пьеса, которую источают артисты и которой служит режиссер, осознанно и смиренно идущий на почти буквальное следование заложенной в пьесе конструкции.
Кажется, что Каменькович взялся за эту постановку, чтобы – как Волшебник из «Обыкновенного чуда» – еще раз поговорить о любви, просто и незамысловато, отдавшись пьесе и склонившись перед ее автором, поверив в своих молодых артистов и дав им роли, в которых они смогут расти, а со временем и летать. И веря в публику, которая будет готова почти четыре часа провести в театре, чтобы говорить, слушать, смотреть, чувствовать и думать о жизни, о смысле и о любви.
Каменькович оказался прав. Люди, придя в зал из своих жизней, новостных пузырей и общего сегодняшнего ощущения загнанности и безнадежности, за эти четыре часа словно расцветают, получая заряд веры в то, что все еще наладится и во всем появится смысл. Пусть не сейчас, а через 200 лет, когда небо будет в алмазах.
Источник: ПТЖ
Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008