Премьера спектакля «Старик и море» в Театре «Мастерская Петра Фоменко»: одна маленькая, но очень гордая птичка
Эрнест Хемингуэй, «Старик и море»:
1953 год — Пулитцеровская премия
1954 год — Нобелевская премия по литературе
31 октября 2025 года в Театре «Мастерская Петра Фоменко» обошлись всего лишь двумя белыми трепетными пёрышками, одной длинной верёвкой, жестяной бочкой и десятком помятых банок, чтобы рассказать одну из самых драматичных историй мировой литературы. Что же было ещё? Старик Сантьяго, мальчик Манолин и бескрайнее море таланта и фантазии. Думаю, Хемингуэю понравилось бы то, как обошлись здесь с его последним произведением. Вот бы спросить у него, но не судьба…
Ещё при жизни Петра Наумовича Фоменко в театре ввели «Вечера проб и ошибок», на которых не раз рождались репертуарные шедевры Мастерской. Как раз из такого обсуждения возникла идея постановки повести-притчи Хемингуэя. Она зрела в театре довольно давно, но только теперь смогла обрести ту форму, в которой соединились сценический минимализм и эмоциональный максимализм.
Иван Шалаев сумел найти ту золотую середину, где эти два понятия встретились и научились благополучно сосуществовать.
Молодой режиссёр очень точно уловил даже не столько борьбу старика со стихией, сколько борьбу самого Хемингуэя со смертью, которую тот не смог одолеть.
На круглом пятачке сцены, которую и сценой-то назвать трудно, в самом камерном из залов театра разворачивается борьба человека с чем-то огромным, мощным и невидимым, становясь постепенно его борьбой с самим собой. Мы можем только вообразить размер того гигантского марлина, который заглотнул крючок старика Сантьяго, когда вдруг на заднике сцены загораются два жёлтых фонаря — два круглых рыбьих глаза.
Всё остальное — идеальная точность движений Анатолия Горячева. Я не знаю, можно ли такое отрепетировать? Кажется, что рисунок его движений рождается прямо на глазах изумлённых зрителей. Старик из последних сил пытается удержать туго натянутую верёвку. Рука предательски отнимается, и он пытается наладить с ней контакт, как с отдельным живым существом: «Эй, рука, ты же выдержишь, правда? Алё, алё — положила трубку». Находясь в своей лодке 85 дней подряд, он уже готов вести диалог с кем угодно: с собственной рукой, с попавшей на крючок рыбой, с маленькой птичкой, порхающей над лодкой. Вот был бы мальчик… Мальчик (Владислав Ташбулатов) трогательно заботится о старике. Он многое бы отдал, чтобы оказаться с Сантьяго в одной лодке, но в поход за большой рыбой его не пускают: родители уже не верят в счастливую звезду старика. Для них он уже не тот Сантьяго – The Champion, который победил в поединке здоровенного негра, а потом еще и выдержал матч-реванш. Но старик все еще продолжает доказывать, что он победитель. Пусть хищные акулы оставили от его добычи один скелет, он оказался победителем в самом главном поединке – с самим собой. Натянутый канат до последнего мгновения битвы заставляет его подчиняться своей главной цели – поймать большую рыбу; пожалуй, только мысли о бейсболе отвлекают его. Весь накал борьбы можно прочесть по его напряженному лицу и резким, дугообразным движениям вокруг веревки. А когда напряжение спадает и битва окончена, веревка опускается на его уставшее тело, придавив его к земле и опутав тяжелыми кольцами. Маленькая птичка, порхая над ним, пытается распутать веревочную сеть, но это ей не по силам. Слишком много отдано борьбе, слишком тяжела победа.
Чего же вам еще? Прослушайте бодрый, почти спортивный репортаж финального поединка с акулами и последние новости с кубинского побережья. И, наконец, погрузитесь в музыку, похожую на порхание легких крыльев маленькой птички над телом уставшего старика.
Источник: Звезды мегаполиса
1953 год — Пулитцеровская премия
1954 год — Нобелевская премия по литературе
31 октября 2025 года в Театре «Мастерская Петра Фоменко» обошлись всего лишь двумя белыми трепетными пёрышками, одной длинной верёвкой, жестяной бочкой и десятком помятых банок, чтобы рассказать одну из самых драматичных историй мировой литературы. Что же было ещё? Старик Сантьяго, мальчик Манолин и бескрайнее море таланта и фантазии. Думаю, Хемингуэю понравилось бы то, как обошлись здесь с его последним произведением. Вот бы спросить у него, но не судьба…
Ещё при жизни Петра Наумовича Фоменко в театре ввели «Вечера проб и ошибок», на которых не раз рождались репертуарные шедевры Мастерской. Как раз из такого обсуждения возникла идея постановки повести-притчи Хемингуэя. Она зрела в театре довольно давно, но только теперь смогла обрести ту форму, в которой соединились сценический минимализм и эмоциональный максимализм.
Иван Шалаев сумел найти ту золотую середину, где эти два понятия встретились и научились благополучно сосуществовать.
Молодой режиссёр очень точно уловил даже не столько борьбу старика со стихией, сколько борьбу самого Хемингуэя со смертью, которую тот не смог одолеть.
На круглом пятачке сцены, которую и сценой-то назвать трудно, в самом камерном из залов театра разворачивается борьба человека с чем-то огромным, мощным и невидимым, становясь постепенно его борьбой с самим собой. Мы можем только вообразить размер того гигантского марлина, который заглотнул крючок старика Сантьяго, когда вдруг на заднике сцены загораются два жёлтых фонаря — два круглых рыбьих глаза.
Всё остальное — идеальная точность движений Анатолия Горячева. Я не знаю, можно ли такое отрепетировать? Кажется, что рисунок его движений рождается прямо на глазах изумлённых зрителей. Старик из последних сил пытается удержать туго натянутую верёвку. Рука предательски отнимается, и он пытается наладить с ней контакт, как с отдельным живым существом: «Эй, рука, ты же выдержишь, правда? Алё, алё — положила трубку». Находясь в своей лодке 85 дней подряд, он уже готов вести диалог с кем угодно: с собственной рукой, с попавшей на крючок рыбой, с маленькой птичкой, порхающей над лодкой. Вот был бы мальчик… Мальчик (Владислав Ташбулатов) трогательно заботится о старике. Он многое бы отдал, чтобы оказаться с Сантьяго в одной лодке, но в поход за большой рыбой его не пускают: родители уже не верят в счастливую звезду старика. Для них он уже не тот Сантьяго – The Champion, который победил в поединке здоровенного негра, а потом еще и выдержал матч-реванш. Но старик все еще продолжает доказывать, что он победитель. Пусть хищные акулы оставили от его добычи один скелет, он оказался победителем в самом главном поединке – с самим собой. Натянутый канат до последнего мгновения битвы заставляет его подчиняться своей главной цели – поймать большую рыбу; пожалуй, только мысли о бейсболе отвлекают его. Весь накал борьбы можно прочесть по его напряженному лицу и резким, дугообразным движениям вокруг веревки. А когда напряжение спадает и битва окончена, веревка опускается на его уставшее тело, придавив его к земле и опутав тяжелыми кольцами. Маленькая птичка, порхая над ним, пытается распутать веревочную сеть, но это ей не по силам. Слишком много отдано борьбе, слишком тяжела победа.
Чего же вам еще? Прослушайте бодрый, почти спортивный репортаж финального поединка с акулами и последние новости с кубинского побережья. И, наконец, погрузитесь в музыку, похожую на порхание легких крыльев маленькой птички над телом уставшего старика.
Источник: Звезды мегаполиса
Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 3.11.2025
- Притча о надежде: каким получился спектакль «Старик и море» в Театре ФоменкоАнна Нехаева, «Рамблер», 25.11.2025
- Я, Сантьяго!Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.11.2025
- «Старик и море»: самоутверждение или борьба за выживание?Ирина Прико, «Musecube.org», 6.11.2025
- Премьера спектакля «Старик и море» в Театре «Мастерская Петра Фоменко»: одна маленькая, но очень гордая птичкаНаталья Романова , «Звезды мегаполиса», 3.11.2025
- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019