RuEn

«Старик и море»: самоутверждение или борьба за выживание?

31 октября 2025 года в московском театре «Мастерская Петра Фоменко» представили премьеру спектакля «Старик и море», поставленного режиссером Иваном Шалаевым по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.

Планируя посмотреть премьерный спектакль, я прослушала аудиокнигу в чтении Василия Ливанова. Его неподражаемый голос, вкупе с неспешной манерой чтения, очень органично ложился на несуетливые философские размышления старика Сантьяго. Спектакль неожиданно оказался куда динамичнее, и поначалу это вызывало у меня сильный внутренний диссонанс. Однако постепенно происходящее на сцене так сильно увлекло, что мой внутренний синхронизатор замолчал и перестал сравнивать книгу и постановку – в конце концов, режиссер имеет право на свое видение. 

Спектакль был показан в Сером зале Старой сцены московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Режиссер Иван Шалаев выступил также в качестве художника и автора инсценировки. В камерном пространстве сцены, свободном от громоздких декораций, Иван Шалаев создаёт объёмный, многогранный мир — опираясь лишь на минималистичные, но выразительные средства, где каждый элемент работает на многозначный образ: ничто не существует само по себе, всё становится знаком, метафорой, импульсом для воображения зрителя. Сценография строится на игре света и тени, на плавных трансформациях пространства, где деревянный помост станет и лодкой, и волнами, и пляжем, но основным действующим элементом становится бечева — символ рыболовной лесы. Как и в тексте повести, на сцене ей отведена особая, можно сказать, главная роль. Интересно решены сцены борьбы с рыбой: здесь нет натурализма, но есть метафоричность. Через динамику, свет и звук передаётся напряжение многочасового противостояния, где старик и рыба предстают двумя равновеликими силами природы. Лаконичность и минимализм декораций работают на главный замысел: всё внимание — на человека и его внутренний мир. 

Особого внимания заслуживает звуковое решение постановки – именно оно становится невидимым, но мощнейшим проводником смыслов, заложенных в повести Хемингуэя. Иван Шалаев, будучи учеником Юрия Бутусова, демонстрирует тонкое понимание драматургической функции звука: здесь музыка и шумы не сопровождают действие, а формируют его, создавая объемный эмоциональный ландшафт.

Интересно, что новелла Хемингуэя имеет множество различных трактовок.
Первоначальный замысел Шалаева рисовал Сантьяго как хрупкого старика, остававшегося без улова 84 дня, — почти библейского страдальца, который внезапно обрел чудо. Однако в процессе репетиций концепция изменилась: режиссер решил сместить акценты и раскрыть героя как самолюбивого и гордого человека с остро выраженным чувством собственного достоинства. Его мотивация — не смирение, а удовлетворение амбиций и ублажение эго. Зритель чувствует это, когда вместе с Сантьяго окунается в море его воспоминаний о былых заслугах.

Воспоминания Сантьяго — это не хроника памяти, а галерея триумфов: титул Эль Чемпиона (закрепление былой славы), победа над рослым негром (доказательство физической мощи), плавание к берегам Африки (намек на былой масштаб личности). Ключевая фраза героя, обращенная к рыбе: «Я люблю тебя, но я убью тебя!» — становится символом его внутреннего раздвоения. В ней сливаются воедино любовь как признание силы противника, почти благоговейное уважение к рыбе как достойному сопернику — и убийство как неутолимая потребность доказать превосходство, даже ценой разрушения прекрасного. Это раскрывает соревновательный характер Сантьяго, его внутреннюю потребность продемонстрировать себе и другим свою силу, самоутвердиться и вернуть потерянное уважение окружающих. Реплика «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения» становится лейтмотивом образа старика Сантьяго. Здесь нет места христианскому смирению. Есть только поединок, где победа — единственный способ сохранить лицо.

Сантьяго в исполнении Анатолия Горячева — это сгусток напряжённой энергии: резкая угловатая пластика, порывистые жесты: то вскинутые в бессильной ярости руки, то беспомощно опущенные плечи. Голос то взлетает до надрывного крика, то падает до шёпота, словно волны штормящего моря. Каждая схватка с морским чудовищем становится зеркалом внутренней войны: Сантьяго пытается доказать не морю и не рыбе, а самому себе, что он ещё чего-то стоит, что его былые победы не превратились в пыль, что он — всё ещё «Эль Чемпион».

Мальчик (Владислав Ташбулатов) — полная противоположность. В нём нет напряжения или надрыва. Его движения плавные, естественные — так мягко набегает на берег морская волна в погожий солнечный день. Мальчик не спорит и ничего не пытается доказать. Он как луч солнца, пробивающийся сквозь тучи: не разгоняет бурю, но напоминает, что за ней есть свет. Наблюдая за стариком, мы остро чувствуем его одиночество, и когда Сантьяго шепчет: «Эх, если бы со мной был мальчик!» — в груди что-то больно щемит. Образ мальчика предстает в спектакле не как призрак прошлого, а как живая нить, связывающая героя с миром. Его присутствие напоминает, что мир — это не только бесконечный поединок и гонка за доказательством силы. Мальчик радуется мелочам, не думая, что у жизни есть финал, его забота о старике лишена пафоса — она естественна, как дыхание, он видит чудо в обыденном, тогда как Сантьяго видит лишь вызов.

В своей постановке режиссёр выстраивает тонкую парную композицию: старик как закат и мальчик как рассвет. Их взаимодействие — диалог времён, где юность мягко возвращает героя к самому себе.

В финале этот контраст достигает кульминации. Сантьяго возвращается с обглоданным скелетом — символом разбитых амбиций, тщетности борьбы. Но рядом с ним мальчик. И его тихое присутствие лишает сцену тотального отчаяния и дает надежду.

Постановка Ивана Шалаева не пытается дословно перенести на сцену хрестоматийный текст Хемингуэя. Она предлагает свой взгляд на историю борьбы человека за выживание. Через сдержанную сценографию, нелинейное развитие сюжета, динамичность повествования и выразительную игру актёров спектакль рассказывает о человеческом упорстве, о горечи утрат и о той тихой силе, которую даёт нам присутствие близких людей.

Источник: Musecube
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.