«Аркадия»: обратно к человеку
Евгений Каменькович поставил одну из главных пьес Тома Стоппарда
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович снова поставил «Аркадию» Тома Стоппарда. Первое его обращение к этой совершенной интеллектуальной драме случилось в конце 1990-х, на режиссерском факультете ГИТИСа. Тот спектакль (Каменькович использовал первый блестящий перевод Ольги Варшавер) оглушил театральную Москву, а совсем юные Ирина Пегова и Евгений Цыганов стали звездами. В 2025 г. Каменькович, будучи уже режиссером с большим опытом, внушительными профессиональным бэкграундом и достижениями, взялся за нее снова. Итог – сложносочиненный, многослойный и изящный спектакль, который можно смело рекомендовать кому угодно.
«Аркадия» считается одним шедевров драматургии XX века. Эта пьеса Стоппарда соединяет в себе интеллектуальную головоломку, детективный сюжет, амуры и хронопутешествия, но при этом очень ясно и легко написана. Каменьковичу, обожающему ставить редкие тексты («Улисс» Джеймса Джойса, «Венерин волос» Михаила Шишкина), удалось эту ясность сделать сценичной. Два времени движутся навстречу друг другу с неумолимой неизбежностью, пересекаясь в общей точке ближе к финалу на глазах у изумленного зрителя. Пространство английского поместья в графстве Дербишир для героев прошлого и настоящего оказывается общим. Они всматриваются и вслушиваются в него, пытаясь разобраться в хитросплетениях судеб, ошибок и надежд. Тем, кто запускает механизм интриги, оказывается так ни разу и не появляющийся на сцене лорд Байрон. Современные ученые – два филолога и один математик – пытаются разгадать загадку – убил ли поэт кого-то на дуэли в этом поместье век назад или не убил. А заодно понять, какое отношение погибшая в страшном пожаре юная Томасина имеет ко второму закону термодинамики (самое прямое!). Попутно все они разбираются с собственными любовными чаяниями и интригами. Все друг в друга влюблены или думают, что влюблены, и все самое счастливое еще может случиться.
Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова (он много работает в театре, дважды номинировался на «Золотую маску». – «Ведомости»). Трегубов, несомненно, обладает архитектурным мышлением, и оно как нельзя лучше подходит пьесе, которая сама похожа на воздушный замок. Аркадия – символ потерянного рая, образ места, где свет. Но одновременно это еще и вполне конкретное поместье с вполне конкретной библиотекой. Громадной, с красными обоями и полками от пола до потолка. Трегубов строит ее прямо на сцене и разрезает напополам, так что зритель видит две зеркальные половины. В одной обитают люди конца XIX века, во второй – конца двадцатого. Границу пересекает только черепаха Плавт (черепахи живут столетиями). Символично, что Аркадией режиссер и художник увидели место, в котором сосредоточены знания о мире, культурных памятниках и величайших научных открытиях. Именно культура не дает прерваться связи времен, и это один из важнейших смыслов спектакля.
Еще один, такой же важный смысл постановки затрагивает темы познания. Все герои выдуманной Стоппардом истории жаждут добраться до Истины, их интересуют загадки Вселенной и тайны прошлого. Наука здесь такой же символ прогресса, как и культура. 13-летняя героиня Томасина открывает научный закон, ее дальний потомок Валентайн ищет формулу бытия. Спектакль бесконечно обращается к математике, физике, биологии, истории литературы. Но скучать никому не приходится – все формулы и законы объяснены наглядно – с помощью компьютерной графики и видеоинсталляций.
И все-таки главным для человечества во все времена оказываются чувства. Прекрасным артистам-фоменкам играть тончайшие нюансы взаимоотношений не привыкать. А вот изображать любовь одновременно с тем, чтобы показывать процесс мышления, – такой задачи им до этого момента никто не ставил. Кто-то справляется лучше, кто-то чуть хуже, но общая картина выглядит воодушевляющей. Спектакль лихо несется к финалу, при этом напряжение и интрига не спадают. Нельзя не отметить грандиозный дебют Екатерины Новокрещеновой в роли девочки-вундеркинда Томасины, убедительную харизму Федора Малышева в роли ее учителя и однокашника Байрона Септимуса Ходжа, нарочитую и мастерски сделанную манерность Екатерины Смирновой в роли леди Крум, эмоциональный напор Юрия Буторина, играющего ученого Бернарда, холодную отстраненность Полины Айрапетовой в образе феминистски настроенной женщины-ученого Ханны. Все в этом спектакле живые люди с живыми страстями и живой мыслью. Все дышат одним воздухом и чувствуют, как бьется пульс бытия. Сшивает все смыслы и сюжеты воедино эффектная концовка – в воображаемой Аркадии время смыкается и герои (и живые, и мертвые) кружатся в вихре вальса с теми, кого они любят или любили. Потому что, по Стоппарду, а вслед за ним и Каменьковичу, какие бы тайны ни открывала наука и история, все в конечном итоге приводит человека обратно к человеку.
«Аркадия» считается одним шедевров драматургии XX века. Эта пьеса Стоппарда соединяет в себе интеллектуальную головоломку, детективный сюжет, амуры и хронопутешествия, но при этом очень ясно и легко написана. Каменьковичу, обожающему ставить редкие тексты («Улисс» Джеймса Джойса, «Венерин волос» Михаила Шишкина), удалось эту ясность сделать сценичной. Два времени движутся навстречу друг другу с неумолимой неизбежностью, пересекаясь в общей точке ближе к финалу на глазах у изумленного зрителя. Пространство английского поместья в графстве Дербишир для героев прошлого и настоящего оказывается общим. Они всматриваются и вслушиваются в него, пытаясь разобраться в хитросплетениях судеб, ошибок и надежд. Тем, кто запускает механизм интриги, оказывается так ни разу и не появляющийся на сцене лорд Байрон. Современные ученые – два филолога и один математик – пытаются разгадать загадку – убил ли поэт кого-то на дуэли в этом поместье век назад или не убил. А заодно понять, какое отношение погибшая в страшном пожаре юная Томасина имеет ко второму закону термодинамики (самое прямое!). Попутно все они разбираются с собственными любовными чаяниями и интригами. Все друг в друга влюблены или думают, что влюблены, и все самое счастливое еще может случиться.
Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова (он много работает в театре, дважды номинировался на «Золотую маску». – «Ведомости»). Трегубов, несомненно, обладает архитектурным мышлением, и оно как нельзя лучше подходит пьесе, которая сама похожа на воздушный замок. Аркадия – символ потерянного рая, образ места, где свет. Но одновременно это еще и вполне конкретное поместье с вполне конкретной библиотекой. Громадной, с красными обоями и полками от пола до потолка. Трегубов строит ее прямо на сцене и разрезает напополам, так что зритель видит две зеркальные половины. В одной обитают люди конца XIX века, во второй – конца двадцатого. Границу пересекает только черепаха Плавт (черепахи живут столетиями). Символично, что Аркадией режиссер и художник увидели место, в котором сосредоточены знания о мире, культурных памятниках и величайших научных открытиях. Именно культура не дает прерваться связи времен, и это один из важнейших смыслов спектакля.
Еще один, такой же важный смысл постановки затрагивает темы познания. Все герои выдуманной Стоппардом истории жаждут добраться до Истины, их интересуют загадки Вселенной и тайны прошлого. Наука здесь такой же символ прогресса, как и культура. 13-летняя героиня Томасина открывает научный закон, ее дальний потомок Валентайн ищет формулу бытия. Спектакль бесконечно обращается к математике, физике, биологии, истории литературы. Но скучать никому не приходится – все формулы и законы объяснены наглядно – с помощью компьютерной графики и видеоинсталляций.
И все-таки главным для человечества во все времена оказываются чувства. Прекрасным артистам-фоменкам играть тончайшие нюансы взаимоотношений не привыкать. А вот изображать любовь одновременно с тем, чтобы показывать процесс мышления, – такой задачи им до этого момента никто не ставил. Кто-то справляется лучше, кто-то чуть хуже, но общая картина выглядит воодушевляющей. Спектакль лихо несется к финалу, при этом напряжение и интрига не спадают. Нельзя не отметить грандиозный дебют Екатерины Новокрещеновой в роли девочки-вундеркинда Томасины, убедительную харизму Федора Малышева в роли ее учителя и однокашника Байрона Септимуса Ходжа, нарочитую и мастерски сделанную манерность Екатерины Смирновой в роли леди Крум, эмоциональный напор Юрия Буторина, играющего ученого Бернарда, холодную отстраненность Полины Айрапетовой в образе феминистски настроенной женщины-ученого Ханны. Все в этом спектакле живые люди с живыми страстями и живой мыслью. Все дышат одним воздухом и чувствуют, как бьется пульс бытия. Сшивает все смыслы и сюжеты воедино эффектная концовка – в воображаемой Аркадии время смыкается и герои (и живые, и мертвые) кружатся в вихре вальса с теми, кого они любят или любили. Потому что, по Стоппарду, а вслед за ним и Каменьковичу, какие бы тайны ни открывала наука и история, все в конечном итоге приводит человека обратно к человеку.
Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016